Компания sony в своей работе следует принципу. Общая характеристика компании Sony на рынке электроники


Кейс «Организационная структура корпорации SONY»

Проанализируем, используя материалы данной главы, японскую транснациональную компанию SONY.

Общая характеристика компании

Корпорация SONY имеет дивизиональную структуру (М-форма: самостоятельные центры прибыли). Деятельность корпорации сосредоточена в следующих сферах (табл. 2.10).

Сферы деятельности компании SONY

Таблица 2.10

Корпорация SONY обладает всеми признаками фирмы:

  • 1) SONY представляет собой первичную единицу бизнеса, так как выполняет функции производства в промышленном масштабе;
  • 2) заводы данной корпорации находятся по всему миру, в том числе в Великобритании, США и Германии ;
  • 3) штаб-квартира SONY находится в Токио (Япония). Президентом корпорации является Kazuo Hirai. Юридический адрес: 1-7-1 Копап, Minato-ku, Tokyo 108-0075, Japan;
  • 4) компания самостоятельно решает, что производить, где производить, как производить и каким образом распределять полученный результат. Так, в 2013 г. корпорация обратила внимание на медицинский рынок, ожидая получить от этого отдачу в 200 млрд йен в год к 2020 г. ;
  • 5) корпорация производит товары и оказывает услуги. Основные товары компании перечислены в табл. 2.10;
  • 6) компания генерирует прибыль;
  • 7) и, наконец, корпорация SONY имеет множество торговых марок .

Компания SONY действует на различных рынках, для анализа далее ограничимся

рынком, который будет включать в себя бытовые электронные приборы, а именно первые три сферы деятельности, перечисленные в табл. 2.10.

На данном рынке действуют все возможные виды организации бизнеса:

  • 1) рабочее место (работник плюс средство производства) - поскольку SONY является горизонтально интегрированной компанией, она также владеет розничными точками сбыта продукции и интернет-магазином. В настоящее время достаточно крупную долю рынка мелкого бизнеса занимают индивидуальные предприниматели, занимающиеся перепродажей техники через Интернет посредством собственных сайтов;
  • 2) офис/цех- многие компании, и занятые в той же продаже, организуют офис для большей координации при больших объемах закупок. Цеха используются для сборки технических средств, таких как системные блоки НК с целью последующей продажи;
  • 3) завод/предприятие - большое количество цехов, работающих под заказ или изготавливающих отдельные компоненты в серийном масштабе. Такие цеха характерны для Китая и других развивающихся стран, обладающих знаниями в области технологии и относительно низкой себестоимостью человеческих ресурсов;
  • 4) для данного рынка также характерны холдинги, торговые союзы и торгово- промышленные ассоциации, в которых состоит и сама корпорация SONY. Примером может быть стратегический альянс по продвижению технологии blue-ray или использования системы Android j ля смартфонов. В 2012 г. совместно с другими японскими производителями электроники (Toshiba , Hitachi ), а также государственно-частной корпорацией INCJ было создано нреди р и я т не Jaр а п Display , занимающееся производством экранов для мобильных устройств.

На данном рынке встречаются также и ограничения. Технологические - ввиду быстрых темпов развития отрасли постоянно возникают технологические ограничения, связанные в том числе с невозможностью выпуска большого числа изделий ввиду слишком быстрой смены технологий, и, как следствие, постоянной модернизации производственных мощностей. Это ограничение также связано с деятельностью конкурентов, которые, ориентируясь на столь известный бренд, очень быстро осваивают новые технологии и инновационные изделия корпорации SONY , уже не дожидаясь экономического эффекта от данной инновации, свидетельствующего о ее эффективности, как это было ранее. Деятельность конкурентов также накладывает существенные ограничения на издержки (финансовые ограничения), новые технологии и маркетинг.

Поскольку рынок IT в настоящее время развивается высокими темпами, необходимо постоянно преодолевать ограничение спроса, расширяя емкость рынка путем нахождения новых ниш. Государственное регулирование накладывает свои ограничения: наибольшим из них является патентное ограничение, которым пользуются некоторые фирмы, скупающие патенты. Деятельность данных фирм сосредоточена на судебных разбирательствах с теми компаниями, которые используют принадлежащие им патенты без разрешения. Также государство часто устанавливает барьеры с целью ограничения доступа фирм к местным рынкам или вводят прямые ограничения (например, США вводило ограничения на японские товары в середине прошлого века). Японское законодательство нацелено па поощрение инноваций, поэтому с точки зрения налогового бремени корпорация SONY не испытывает значительного давления.

В настоящее время такие компании, как Apple , пропагандируют экологию и сохранение природы. Они не используют в составе упаковки длительно разлагающихся компонентов, таких как полиэтилен, а их производство и сервисные центры все больше переходят на возобновляемые источники энергии. Этот тренд может в будущем наложить этические ограничения на всю IT-отрасль. Ограничения по времени также имеют место, так как ввиду быстрорастущего рынка необходимо быть постоянно в движении, время эксплуатации определенной технологии измеряется месяцами.

Поскольку рынок IT огромен, различаются и тины производства продукции SONY. Удобнее всего выразить их в виде производственной функции Кобба - Дугласа.

Линейная производственная функция также характерна для данной фирмы ввиду постоянного совершенствования технологий: при внедрении новой технологии обработки деталей или производства плат невозможно быстро переоборудовать все производство. С другой стороны, компания SONY проповедует политику пожизненного найма, при улучшении технологии персонал постепенно переучивается, а следовательно, линейную производственную функцию можно применить к количеству переученных рабочих и тех, кто еще изучает новые технологии и чья производительность меньше. К взаимодополняемым ресурсам можно отнести людей и производственные мощности, взаимозаменяемыми являются различные виды сырья, а также приспособлений для их обработки. Антиресурсами являются отходы производства, связанные с обработкой деталей.

На данном рынке почти не действует эффект масштаба, скорее наоборот. Чем больше масштаб производства, тем сложнее его перестроить в случае изменения технологий, поэтому компания выпускает продукты небольшими сериями. Об этом также упоминал Акио Морита в своей книге «SONY. Сделано в Японии». На данном рынке скорее применим эффект разнообразия. Здесь встречается множество сильных конкурентов, и конкуренция происходит в глобальном масштабе, поэтому чем больше людей с разнообразными вкусами может охватить продукция SONY , тем больше се конкурентное преимущество. В настоящее время рынок стремится к большей индивидуальности своих товаров и возможности их быстрой адаптации под конкретного индивида, а не под группу людей, поэтому эффект разнообразия играет ключевую роль.

После того как к власти в 2005 г. пришел Говард Стрингер, компания окончательно утратила инновационный характер своей деятельности, сосредоточившись на сокращении издержек. Идея минимизации издержек перечеркнула все начинания основателей SONY, что привело к прекращению развития и сосредоточении на сиюминутной выгоде . Перестав заниматься инновациями и утратив свое лидирующее положения, компания потеряла главный смысл вертикальной интеграции «вперед» (розничная торговля), так как интеграция преследовала две цели, в данный момент нс актуальные :

  • 1) демонстрация инновационного товара с целью создать впечатление его необходимости потенциальному покупателю;
  • 2) обратная связь с покупателем с целью усовершенствования качества товаров.

Отсюда можно сделать вывод, что в данный момент, сокращая издержки, компания может отказаться от розничной сети магазинов, ограничившись лишь интернет- магазином.

С точки зрения горизонтальной интеграции ситуация противоположная: компания обладает необходимыми компетенциями, чтобы расширять сферы деятельности. При выбранной стратегии минимизации издержек возможна родственная диверсификация, которая также способствует их уменьшению и дает конкурентные преимущества на новом рынке. Однако стратегия минимизации издержек приводит к постепенной деградации фирмы и ее краху, поэтому далее предлагается все же отказаться от данной стратегии в пользу дифференциации. В таком случае следует, наоборот, стремиться к вертикальной интеграции и сосредоточению на небольшом количестве рынков с целью наибольшего контроля над качеством выпускаемого оборудования, а также на целевом вложении средств в НИОКР.

У SONY есть возможность вертикальной интеграции «назад» ввиду того, что часть комплектующих для производства собственной техники компанией не производится, однако данная интеграция ни в коем случае не сократит вертикальные издержки, гак как ввиду жесткой конкуренции на рынке осталось не так много мелких поставщиков. В основном компания пользуется компонентами крупных компаний, таких как Qualcomm, которая производит процессоры для мобильных телефонов. Рыночная стоимость данной компании еще в 2013 г. обогнала Intel. Интеграция с такими компаниями не покроет выигрыш от уменьшения транзакционных издержек, хотя и может рассматриваться как приобретение уникального ресурса.

Ввиду достаточно большого объема деятельности, корпорация SONY сталкивается со всеми видами издержек.

Постоянные издержки включают в себя зарплаты работников, аренду помещений и оплату других производственных и маркетинговых факторов. К квазипостоянным затратам относится электричество, потребляемое конвейерами и освещением, склады, аренда помещений и т.д. К переменным издержкам можно отнести также электричество, издержки на покупку ресурсов, используемых в производстве, таких как материалы, компонентная база и т.д., а также затраты на склады, логистику, освидетельствование, риски отбраковки и г.д. Придельными издержками SONY можно считать каждый последующий выпуск изделия сверх ограниченной партии. Для каждого отдельного рынка значение придельных издержек разнится. Так, например, компания до сих пор не может их определить на рынке смартфонов. В октябре 2014 г. пришлось отказаться от выпуска двух флагманских моделей смартфона в год, поскольку данная стратегия приводила к убыткам . Это свидетельствует о невозможности точно спрогнозировать переменные издержки, включающие в себя издержки на реализацию.

Неустранимые издержки приходятся на менеджмент, обслуживающий персонал, аренду зданий и т.д. К устранимым издержкам относятся издержки на оборудование, складские помещения, торговые залы, менеджеров некоторых направлений и т.д.

Альтернативные издержки очень трудно поддаются анализу ввиду масштабов данной фирмы. Операционные доходы компании за 2013 финансовый год составили 7 767 300 млн иен . Однако компания до сих нор терпит убытки. Альтернативными издержками в данном случае может выступать все, что способно принести прибыль. На рис. 2.21 показаны возможные альтернативные издержки.

Рис. 2.21. Альтернативные издержки компании SONY

Организационная структура компании

С точки зрения базового подхода, внутренняя организация данной фирмы представляет собой М-форму (самостоятельные центры прибыли). SONY Corporation входит в состав SONY Group. SONY Group приведены на рис. 2.22.


Рис. 2.22. Главные операционные сегменты SONY Group

Характерная организационная структура для данной фирмы - программно-целевая с переходом в самостоятельные центры прибыли и холдинг.

В начале своей деятельности фирма SONY обладала проектной структурой. Фирма с самого первого дня своего существования с 7 мая 1946 г. поставила себе целью инновации. Масару Ибука и Акио Морита (основатели SONY ) понимали, что тягаться с огромными корпорациями им нс под силу, поэтому сосредоточились на открытии новых рыночных сегментов, еще не занятых другими участниками рынка. Сначала команда насчитывала не более 30 человек, но уже к середине 1950-х гг. начался активный процесс создания дивизиональной структуры.

Компания была вынуждена постоянно искать новые источники прибыли. Крупные корпорации начали все чаще обращать на нее внимание, и если раньше конкуренты занимали выжидательные позиции, следя за эффектом от внедрения очередной инновации, то впоследствии они начинали производить аналоги, не дожидаясь благоприятных экономических показателей.

Согласно стратегии корпорации SONY на 2015-2017 гг., ключевыми направлениями деятельности компании будет предоставление еще большей автономии своим подразделениям (самостоятельным центрам прибыли) и более четкое позиционирование каждого бизнеса . Это скорее всего приведет к возможным переменам в операционных сегментах корпорации.

Стратегия корпорации по-прежнему направлена на извлечение максимальной прибыли, что заставит компанию сократить число центров прибыли. Так, в феврале 2014 г. компания SONY приняла решение об уходе с рынка персональных комныотеров , оставив только поддержку уже существующих клиентов, и решила сосредоточиться на трех основных бизнесах: мультимедийных технологиях, видеоиграх и мобильных технологиях. В соответствии с принятой стратегией, SONY планирует перестроить внутреннюю структуру с целью большей формализации, определения четкой ответственности каждого сотрудника и ускорения процессов принятия решений (скорее всего с помощью формализации). Также планируется выделение операционных сегментов в самостоятельные центры генерации прибыли (дочерние компании). Так, к 1 октября 2015 г. планируется выделить в дочернюю компанию операционные сегменты SONY Music Entertainment и SONY BRA VIA.

Основным положительным элементом данной структуры является полная автономность и самостоятельность отдельных бизнес-единиц. Это способствует хорошему контролю над дочерними предприятиями, формированию различной корпоративной культуры, более подходящей для каждого отдельного сегмента рынка, а также большему контролю за прибылью. Минусом данной структуры является транзакционные издержки и издержки на наем дополнительного нерсонала.Кроме того, жесткие ключевые показатели заставят сотрудников больше обращать внимание на события внутри компании, чем вне ее.

Оптимальная структура данной компании должна остаться программно-целевой (рис. 2.23), но с большим уклоном в проектную деятельность.


Рис. 2.23

Уход в формализацию и четкое следование инструкциям, а следовательно, сокращение издержек и нацеливание на сиюминутную прибыль, - это неконструктивный путь. Корпорация SONY превращается в заложницу увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков. Нужно вернуться на путь инноваций и освоения новых рынков. Самостоятельные центры прибыли не должны иметь чрезмерно большого значения, а должны являться источниками средств для инноваций.

  • Разбор кейса представлен студентом НИУ ВШЭ Я. А. Мигалевым.
  • URL: http://www.ixbt.com/news/hard/index.shtml718/37/28.
  • URL: http://www.sony.net/SONYlnfo/CorporateInfo.
  • URL: http://vvw.sony.net/SonyInfo/News/Press/201502/15-017E/index.html.
  • URL: http://www.sony.net/SonyInfo/News/Press/201402/14-019E/index.html.

Корпорация Sony - гигант электронной промышленности. Благодаря инновациям и качеству, она заняла ведущие позиции на рынке электронных устройств премиум-класса. За последние годы она расширила сферы своей деятельности и кроме производства электроники стала заниматься индустрией развлечений и финансовыми вопросами.

Бренд Sony неоднократно переживал трудные времена, но умение сосредоточиться на своих основных задачах помогло компании выйти из затруднительной ситуации и вернуть доверие потребителей. На сегодняшний день Sony - это один из ведущих производителей Android-смартфонов и планшетов. В это Рождество во многих домах появится новая игровая приставка PS4. А как же зарождалась эта всемирно известная японская корпорация?

Откуда взялось название Sony?

Компания, которой суждено было стать Sony, была основана после Второй мировой войны. Инженер Масару Ибука и физик Акио Морита в 1946 году открыли в Токио небольшую фирму. Она получила название Tokyo Tsushin Kogyo K.K. (Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация). Это было местом, где талантливые инженеры-изобретатели могли проявить себя и получить поддержку и понимание.

Так зародилось производство самой разнообразной продукции, в том числе мегафонов, магнитной бумажной ленты для звукозаписи и магнитофонов под маркой G-Type. Вскоре после покупки лицензии у Bell Labs, новоиспеченная компания наладила выпуск радио транзисторов, после чего в 1955 году была запущена линия по производству транзисторных радиоприемников TR-55. Это был первый продукт, выпущенный под брендом Sony. Название Sony является производным от двух слов - "Sonus" (что на латыни означает "звук") и "Sonny" (фраза “sonny boy” взята из американского английского, в Японии она получила значение "молодой и вдохновленный"). Название компании получило статус официального в 1958 году.

Страсть к технологии

С самого начала компания Sony ставила самые амбициозные цели. Было стремление опередить всех конкурентов и наладить выпуск высококачественных электронных устройств. Серьезное отношение к научным исследованиям вскоре привело к результатам. Изучение технологии производства транзисторных радиоприемников открыло дорогу к телевидению. В 1960 году компания Sony заручилась поддержкой США, что помогло ей построить новые производственные мощности в Японии. Благодаря этому был выпущен первый портативный телевизионный приемник модели TV8-301. Проницательный Масару Ибука осознал, что дни радио сочтены, и будущее принадлежит телевидению.

Инженеры Sony продолжали совершенствоваться. Было выпущено большое количество разных магнитофонов, небольших телевизоров, а в 1965 году на свет появился первый цветной телевизор, первый записывающий видеомагнитофон, а затем и первый стереоусилитель, полностью собранный на основе кремниевых транзисторов. В 1968 году в производство был запущен первый цветной телевизор Trinitron KV-1310, оказавшийся очень удачной моделью, пользовавшейся большим успехом у покупателей.

Парад инноваций и новых моделей продолжился в 70-е годы прошлого века. Наиболее заметным шагом вперед стало появление цветного кассетного видеомагнитофона в 1971 году. А в 1979 году портативный музыкальный плеер Walkman принес музыку в широкие массы слушателей. Даже во времена рецессии, наступившие в начале 80-х, Sony выпустила первый CD-плеер (1982) и 8-мм пленочную видеокамеру (1985).

Промахи с мобильными телефонами

Последнее десятилетие прошлого века японцы называют "Потерянным десятилетием". В это время быстрыми темпами начала развиваться Южная Корея, которая начала теснить Sony на рынке. Период был не простой, но именно в те годы появились первые мобильные телефоны. Компания Sony слишком медлила с разработкой новой продукции и упустила шанс с MP3-плеером Walkman, хотя прототип плеера был разработан японцами до того, как Apple выпустила свой iPod.

Действия Sony на рынке мобильных устройств были полным разочарованием. Она пошла неверным путем и так и не смогла добавить "телефонную" составляющую своим карманным компьютерам. Надо было еще в 2000 году бросить все силы на разработку смартфонов, но подобных действий предпринято не было.

Заключение союза с Ericsson

В те годы пионерами мобильной индустрии по праву считались компании Motorola, Nokia и Ericsson. Шведская компания Ericsson давно занималась телекоммуникационным оборудованием. Ни у кого не было такого богатого опыта, как у нее. Доля Sony на мобильном рынке составляла всего 1%, ей срочно нужен был сильный партнер. Опыт Ericsson и инновационное мышление Sony могли дать толчок развитию обеих компаний.

Первым совместным продуктом в 2002 году стал мобильный телефон T68i. За ним последовал целый ряд других моделей, и постепенно влияние Sony стало усиливаться. В 2003 году появился T610 - первый мобильный телефон со встроенной камерой.В 2005 году вышел K750i с 2мп-камерой и MP3-плеером, а вместе с W800i вернулся бренд Walkman. Началось великое противостояние двух гигантов - Sony Ericsson и Nokia.

Особое внимание Sony уделяла камерам, оснащая мобильные телефоны модулями Cyber-shot. Так, в 2006 модель K800i получила цифровую камеру 3.2 мп с ксеноновой вспышкой. В 2007 разрешение камеры K850i возросло до 5 мп, но японцы снова совершили ошибку. Она заключалась в использовании проприетарных накопителей памяти "memory stick". Продвижению на рынке также мешали высокие цены на карты памяти и мобильные телефоны бренда Sony Ericsson. Ситуацию в один момент изменила компания Apple, выпустив iPhone. После 2007 года в Sony Ericsson начался кризис.

"Спасение утопающих"

Компании Sony в сотрудничестве с Ericsson удалось увеличить долю на рынке до 9%, но в 2008 году она упала до 7.5%. Однако худшее произошло в 2009. В этом году финансовые потери достигли своего максимума, из-за чего был отложен выпуск нескольких новых моделей телефонов. Рыночная доля Sony Ericsson скатилась до 4.5%. Падение вниз было стремительным и нужно было срочно что-то делать.

В этот момент стало очевидным, что мобильная платформа Symbian достигла пика своего развития, и будущего у нее нет. В 2010 году было принято решение взять на вооружение Android. Но и здесь Sony Ericsson оказались в числе опоздавших: HTC, Samsung, и Motorola уже наладили выпуск Android-смартфонов. Надо отдать японцам должное - они не опустили руки, а были полны решимости и по-прежнему следовали своему основному принципу: выпускать продукты премиум-класса, отличающиеся высоким качеством.

Переход на Android

Первым Android-смартфоном под брендом Sony Ericsson стал Xperia X10. У него был 4-дюймовый экран разрешением 480 x 854 пикселей, процессор частотой 1 ГГц и камера 8.1 мп. У смартфона были свои сильные и слабые стороны. Самым большим минусом было наличие Android 1.6. Эта версия была слишком неповоротливой, у нее отсутствовала поддержка мультитач, не было вспышки у камеры, много нареканий вызывала клавиатура.

Следующей моделью в 2011 году стала Xperia Arc. Она получилась более удачной. На нее установили Android 2.3.2, лаги исчезли, появилась камера со вспышкой. Все, казалось бы, было замечательно... кроме слишком высокой цены.

Примерно в одно время с Arc Sony Ericsson выпустила долгожданный смартфон Xperia Play, который стал своего рода PlayStation среди смартфонов. На короткое время это стало спасением. Xperia Play стоил слишком дорого, выбор игр был небольшой, а конкуренция на рынке становилась все жестче.

Разрыв отношений

Объемы продаж Sony Ericsson продолжали падать. К середине 2011 года доля Sony Ericsson сократилась до 2%, состояние стало критическим. В октябре компания Sony объявила о покупке доли Ericsson. Сделка состоялась в начале 2012 года.

Подразделение Sony Mobile, избавившись от Ericsson в наименовании бренда, в упорной борьбе начало завоевывать позиции на мобильном рынке. Первым вышел смартфон Xperia S, но обойти флагманы Samsung и HTC ему не удалось. В 2012 году компания Sony также попробовала свои силы, выпустив первый планшет Xperia Tablet S. Мало-помалу японцы продвигались вперед на пути к успеху.

Новое начало

Вышедший в 2013 году смартфон Sony Xperia Z потеснил ряды флагманов. Sony впервые удалось создать лучший Android-смартфон. Он выгодно отличался от остальных конкурентов и полностью соответствовал маркетинговому слогану "Самое лучшее от Sony, воплощенное в смартфоне". Sony Xperia Z обладает великолепными техническими характеристиками.

Первые продажи показали, что модель пользуется успехом. Sony снова начала восхождение. Совершенство дизайна смартфона было решено повторить в планшете Xperia Tablet Z. Есть все основания считать эту модель одним из самых лучших Android-планшетов, который может на равных конкурировать с Apple iPad. В сегменте фаблетов свое место занял Xperia Z Ultra.

Линейка выпускаемых на данный момент смартфонов и планшетов Sony отличается узнаваемым фирменным стилем, минималистичным дизайном и самыми передовыми характеристиками.

Создание собственной экосистемы

Тот факт, что Sony достигла успеха в индустрии развлечений, говорит о неплохих перспективах компании на будущее. Война игровых приставок с Microsoft в самом разгаре. Консоль PlayStation 4 ничем не уступает Xbox One. Телевизоры Sony долгое время имели прекрасную репутацию, но выпускать их стало невыгодно. А какой другой производитель может похвастаться наличием собственного каталога музыки, фильмов и игр? Если Sony удастся найти оптимальный способ объединить все эти компоненты с мобильными устройствами, корпорация снова превратится в гиганта электронной индустрии.

Лайкнуть

Фирма Sony и её миссия. Как и каждое предприятие, «Сони» имеет дату своего рождения - 7 мая 1946 года. Её первоначальное название «Токио цусин когё», или Токийская компания телесвязи. Ее стартовый капитал составлял 500 долларов. Основатели компании начали со сборки электрических грелок, продажа которых на уличных рынках Токио давала прибыль. Затем освоили производство коротковолновых приставок к средневолновым радиоприёмникам, а также запасных деталей (двигателей и звукоснимателей) для починки и совершенствования старых проигрывателей, выпускавшихся до войны и во время войны. Эти товары расценивались основателями «Сони» как временные, обеспечивавшие возможность быстрого пополнения оборотных средств. Вскоре появились две идеи относительно техноёмких товаров. Идея производства проволочного магнитофона. Впервые такие магнитофоны появились в Германии. В Университете Тохоку (на севере Японии) проводились научные исследования по выпуску специальной стальной проволоки в качестве своеобразной ленты. Компания «Сумитомо металз», способная производить необходимую проволоку, от заказа отказалась. К тому же опыты показали, что проволока не вполне подходит для осуществления данной идеи. Идея выпуска ленточного магнитофона. Реализация этого проекта, нашедшая воплощение в модели «О», выпущенной в 1950 году, потребовала проведения исследований и разработок по созданию технологии производства магнитной ленты. В 1948 году сотрудники американской лаборатории «Белл лэбо-рэтриз» изобрели первый транзистор. Американские специалисты считали, что транзистор можно использовать только в слуховых аппаратах. Но руководство «Тоцуко» (так в то время называли «Сони») пошло дальше - оно задалось целью разработать собственные высокочастотные транзисторы для радиоприёмников. Этим занялась научно-исследовательская лаборатория компании, используя приобретенный патент. В 1955 году «Сони» освоила производство миниатюрных деталей и выпустила транзисторный радиоприёмник (модель «ТН-55»), а в 1957 году - его «карманный» вариант. В январе 1958 года она сменила своё название на «Сони корпорейшн». Следовательно содержанием миссии Сони стала формулировка: «новаторские идеи - новейшая технология - техноемкая продукция - потребители во всём мире». Важным этапом в становлении миссии «Сони» стал 1958 год, связанный с началом экспорта своей продукции. Основой для этого послужило решение важнейших задач на внутреннем рынке: . нахождение «ниши» на внутреннем рынке с помощью техноёмких товаров; . завоевание уважения к своей торговой марке; . создание своих магазинов, а позже - собственной сети сбыта и распределения; . приобретение славы первооткрывателей. Миссия Сони обусловлена обликом основателей фирмы, ставших и её руководителями. Если перевести на язык образной формулы, то она выглядит так; Миссия = (знания, изобретательность, энтузиазм) х (интуиция, смелость, дерзость). Первую скобку можно назвать личностным «Капиталом номер один», а вторую - «Капиталом номер два». Сплав того и другого закономерно привёл к появлению миссии. Первоначальная декларация философии фирмы «Сони» звучала следующим образом: "Если бы удалось создать условия, в которых люди могли бы объединиться с твёрдым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления своих сокровенных желаний, то такая организация могла бы принести огромное наслаждение и пользу». Впоследствии «ведущая сила» обозначилась предельно чётко: «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди». И главное в людях - их способности, а в руководителях - «способность использовать способности». Безусловным лидером компании был один из её основателей Ибука. Оригинальность его мышления и даже гениальность в технической области, умение заглядывать в будущее сыграли выдающуюся роль в выпуске техноёмкой продукции. «Детство «Сони» - это деятельность группы людей, стремящихся реализовать идеи своего технического лидера. «Юношество «Сони» - это способность Ибуки «...брать группу молодых и дерзких инженеров и превращать её в команду менеджеров, которые умеют сотрудничать в атмосфере, побуждающей каждого высказывать своё мнение". Сила «Сони» заключается в способности её менеджеров найти применение незаурядным личностям, их идеям, гармонично сочетать различные мнения. Это не громкие слова и не идеализация. Слабость многих компаний заключается в том, что кадровая служба, её менеджеры считают себя «вершителями судеб» людей, поступивших к ним на работу. Они «привязывают» человека к должности и считают свою задачу выполненной. На самом деле, нахождение истинного места человека в организации - это постоянный процесс поиска и самопоиска, оценки и самооценки для реализации способностей «человека работающего». Как показывает практика, компании, которые пытались выйти на передовые рубежи в бизнесе, часто терпели полное фиаско именно потому, что им не удалось создать систему управления, базирующуюся на использовании способностей своих работников. По прогнозам экспертов, в XXI веке организации, которые будут использовать системы управления способностями своего персонала, станут преобладающим типом предприятий. Участь новатора - движение вперед. Стоять на месте нельзя, поскольку это может привести к потере завоёванных позиций. Парадокс заключается в том, что «Сони», как и прежде, придётся опережать, прежде всего, саму себя. Фирма «Эйвис кар рентал» имела такой девиз: "Мы на втором месте. Поэтому мы больше стараемся». У «Сони» более трудная задача: «Мы - в лидерах. Поэтому мы стараемся изо всех сил». Для сохранения миссии в будущем необходимо сохранить такое своеобразное опережение. Время идёт и руководители фирмы «Сони» меняются. Удастся ли новым поколениям менеджеров сохранить и приумножить ценности, а также новаторский стиль своих предшественников по таким важнейшим направлениям, как НИОКР, менеджмент и маркетинг? Практические ответы являются ключевыми для миссии «Сони» в XXI веке. Sony-менеджмент. Считается, что успехи японских компаний не зависят от политики властей или экономических теорий. Все, что достигнуто, делается людьми. Наиболее важной задачей японских менеджеров является создание обстановки сотрудничества между рабочими и администрацией, сформулировать в сознании работающих отношение к корпорации как к родной семье. Такую систему, например, на почву России механически перенести нельзя, ставка на людей очень рискованна. Но как бы ни были талантливы менеджеры, судьба фирмы находится в руках работников, которые составляют коллектив. Когда принимают на работу молодого рабочего, то фирму вручают ему в руки. В Японии учебный год завершается в конце марта. Все приглашенные в конце последнего семестра на работу в компанию, собираются вместе в штаб- квартире "Сони" в Токио. На этой встрече происходит знакомство, и открываются перед молодыми людьми их перспективы. Молодым людям внушают, что в процессе учебы за плохие знания получали небольшое количество очков, за хорошие - сто. Кто-либо из высшего руководства компанией им говорит: "На работе вы за свой труд можете получить неограниченное количество очков, или получить очень малое количество очков из-за допущенной ошибки. Но эта ошибка может привести к очень большим потерям в фирме. Поэтому ваши ошибки могут стать катастрофой для компании". Работая на предприятиях промышленности с людьми, японские менеджеры понимают, что работники трудятся не только ради денег, работающие должны почувствовать, что они члены семьи и с ними обращаются как с уважаемыми ее членами, как с близкими коллегами. Инженерно-технические работники на предприятиях "Сони" имеют униформу - одинаковые куртки и обедают в кафе за теми же столиками, за которыми едят рабочие. Ни один управляющий в фирме не имеет отдельного кабинета. Все менеджеры сидят в одних помещениях со своими подчиненными. Каждое утро мастера проводят перед началом работы беседы с рабочими, дают им инструкции. Мастера интересуются здоровьем подчиненных и здоровьем членов их семей. Выясняют, нет ли у людей проблем, которые можно решить с помощью администрации. Все молодые инженеры в фирме начинают свой трудовой путь на конвейере для того, чтобы на практике разобраться с технологией и получить представление о своем влиянии на этот процесс. Еженедельно выходит в свет внутрифирменная газета, где помещаются объявления о вакансиях. Такая практика дает возможность сменить работу внутри фирмы. В этом случае убивают сразу двух зайцев. С одной стороны, работник находит себе более подходящую работу, с другой - кадровая служба выявляет менеджеров, с которыми люди не хотят работать. Эта информация дает возможность сделать оргвыводы. Если компания "Сони" достигла успехов, то эти успехи можно отнести в основном за счет того, что управляющие компанией обладают способностями к сотрудничеству. В компании уважается мнение разных людей. И когда спрашивают, как же совместимы люди с разными взглядами, то им отвечают, а что было бы, если бы у всех менеджеров было одно и то же мнение. Разные мнения помогают находить истину и двигать компанию вперед. В "Сони" имеется манифест, разработанный управленцами. Манифест называется "Дух-Сони". В частности, в манифесте сказано: "Сони" - это пионер и никогда не будет следовать за другими. Осуществляя прогресс, "Сони" хочет служить всему миру. Путь пионера полон трудностей, но, несмотря на многочисленные тяготы и препятствия, работников "Сони" всегда будет гармонично и тесно связывать радость от участия в творческом труде и гордость тем, что они вкладывают свои уникальные таланты в достижение этой цели. Принцип "Сони" - уважать и поощрять способности каждого (человек на своем месте) и, как всегда, стремиться выявить лучшее в человеке, верить в него, что постоянно дает ему возможность развивать свои способности. В этом жизненная сила "Сони". В традиции фирмы обязательное присутствие высших управляющих на торжественных обедах по случаю годовщины создания фирмы или других событий, устраиваемых за счет фирмы на головных предприятиях "Сони" и ее зарубежных филиалах. В фирме работники стремятся вносить постоянно рационализаторские предложения, которые существенно поощряются. В среднем на одного работающего в фирме в год приходится 8 рационализаторских предложений. Если работники фирмы сталкиваются с незнакомыми ситуациями, то действует принцип "действуй, не дожидаясь инструкций". Таким образом работники приучаются к самостоятельности в решении вопросов. Японские рабочие действуют постоянно в условиях самомотивации и самостимулирования. Высшие управляющие, полагаясь на добросовестность менеджеров среднего звена, занимаются планированием и перспективами развития фирмы. Потому в "Сони" нет жесткого регламентирования обязанностей. Все действуют как в семье - делать то, в чем есть необходимость. Если в компании случается брак, то не ищут виновного, а ищут причину. А если подвергнуть остракизму виновного в браке, он может потерять мотивацию на всю оставшуюся карьеру, а если он будет знать, что он допустил ошибку это больше не повторится. Семейная политика компании постоянно приносит свои плоды. Во время экономического спада 1973/1974 г. инфляция была около 25%. На некоторых предприятиях "Сони" рабочих отправили домой. Но отстраненные от работы специалисты не могли спокойно сидеть дома, когда их компания оказалась в тяжелом положении. Они приходили на свои предприятия, делали уборку, подстригали газоны и выполняли любую работу, не получая за это ни иена. И еще один важнейший аспект работы компании. Когда компания попадает в беду, в первую очередь снижают заработную плату управляющим высоких рангов, а затем уже менеджерам среднего звена и рабочим. О качествах менеджеров в фирме "Сони" судят, прежде всего, потому, насколько хорошо они организуют большое количество людей и каких результатов они могут добиваться от каждого персонально. В "Сони" возрастной ценз президента - 65 лет. Но опыт управляющих, перешедших на пенсию, широко используется. Они работают советниками, инспекторами, экспертами. Присутствуют на совещаниях и собраниях с правом совещательного голоса. Часть ушедших на пенсию менеджеров находит себе работу в небольших фирмах и дочерних предприятиях "Сони". Хотелось бы привести несколько мнений одного из основателей фирмы, Акио Мориты, по проблеме менеджмента. Мнение первое. Искусство менеджмента представляет собой неуловимое, о чeм не всегда можно судить по сегодняшним финансовым результатам. Они могут быть прекрасными, а компания спустя какое-то время погибнет. Необходимы капиталовложения в будущее. Мнение второе. Главные показатели способностей менеджера - как он организует работу и насколько эффективно он добивается результатов от каждого из них, объединяя в единое целое. Мнение третье. Хорошие результаты в менеджменте получаются как бы сами собой, если работники добровольно и с энтузиазмом следуют за руководителем ради их достижения. По мнению А. Мориты, именно своеобразная практическая концепция "Сони- менеджмента", ставшая ее духовной силой, обеспечивала, обеспечивает и будет обеспечивать достижения фирмы. Что же характерно для нее? Прежде всего, "Сони", как и другие японские предприятия, по мысли А. Мориты, похожа на стену, сложенную из камней. Сначала в нее принимают людей, присматриваются к этим "необработанным камням", а затем определяют возможности использования в "стене". Камни бывают разной формы и со временем меняются. Появляются новые обстоятельства и в деятельности самой компании - тогда всю стену или ее часть нужно переложить заново. Вот эта подвижность, изменчивость и приспособляемость к новым условиям "от человека" является важной чертой "Сони-менеджмента". Как считает А. Морита, американские компании больше похожи на кирпичную стену, где каждому кирпичику точно определены рамки деятельности. Если поступающий на работу меньше или больше определенного кирпича, то его отвергают. Здесь придерживаются правила "человек для определенной работы", тогда как "Сони-менеджмент" "основан на принципе "лучшего применения человеком своих способностей". Кадровая служба и руководитель подразделения при приеме на работу не всегда попадают "в десятку", и поэтому работник начинает искать более подходящее место. Встречаются менеджеры, рассматривающие работников как исполнителей своих команд. В "Сони" уловили круг этих проблем и начали выпускать еженедельную газету с публикацией так называемых внутренних вакансий. Это позволило, наряду с ротацией, создать своеобразный механизм самопоиска рабочего места, более соответствующего личным способностям. Известные американские авторитеты в области менеджмента, в частности Питер Дракер, сопоставляя работу американских и японских менеджеров, делали акцент на рациональном мышлении своих соотечественников. Но практика работы японских менеджеров не только "у себя", но и на предприятиях в США давала много примеров другого мышления и стиля управления, приводящего к более высоким результатам. Так чем же измеряется рационализм в менеджменте? Привычной для кого-то цепочкой действий, решений, знакомым стилем поведения или чем-то другим? Рационализм управления по-японски, в том числе и по- "Сони-менеджменту" - это предоставление "человеку работающему" возможностей для самовыражения, реализации своих способностей. На сегодняшний день такой вид "рационального управления" считается наиболее высоким уровнем работы, своего рода показателем экстракласса и требует от руководителей соответствующего мышления, а также подготовки. При этом исключается стиль "двойного стандарта" - декларируем одно, а делаем по-другому. Если такой рационализм не является естественным, он не сработает. Изучая опыт "Сони-менеджмента", приходишь к выводу, что ее прошлые и нынешние успехи обусловлены тем, что руководители зачастую действовали и принимали решения вопреки "эффективным меркам". Чем объясняется такой, на первый взгляд, парадокс? Дело в том, что с самого начала в фирме появился дух новизны и изобретательности, который со временем превратился в систему и в одну из главных составляющих философии компании. Технология "Сони-менеджмента" - это изобретательность во всем: в появлении и "добывании" научно-технических идей, принятии решений о создании нового продукта, планировании его производства, организации сбыта и маркетинга, построении и перестройке системы управления и т.д. При этом каждый работник имеет право представить на рассмотрение руководству компании свои предложения. И они обязательно будут рассмотрены. Больше того, по словам А. Мориты, "когда та или иная идея проходит через систему "Сони", ее автор продолжает нести ответственность за содействие в ее осуществлении техническим специалистам, проектировщикам, производственникам и сбытовикам и доводит ее до логического конца, будь то технологический процесс или новый товар, который поступит на рынок". По мере становления и развития компании в ее стиле все больше проявлялись черты и философия "единого предприятия". Кратко их можно выразить следующим образом. 1. Работники компании - это не инструмент для достижения целей, а коллеги и помощники. Если не удается создать "дух единой команды", никакие, особенно долговременные цели не будут достигнуты. 2. "Долг людей, возглавляющих компанию, состоит в том, чтобы честно руководить семьей работников компании и заботиться о ее членах" (А. Морита). 3. Для создания "семейного духа" используются самые разнообразные формы и методы, которые со временем отражают реальность - "компания - это мы", а "мы - это компания". Создание и поддержание такого духа представляет собой своеобразное и сложное искусство, не терпящее фальши или маскарада. Но менеджеры "Сони" обладали соответствующими способностями. Они овладели этим искусством и обогатили его своей профессиональной деятельностью. Список литературы: Морита А. «Сделано в Японии. История фирмы Сони». /Перевод с англ. М.: Прогресс, 1993г. «Как работают японские предприятия». /Под ред. Я. Мондена. М.: Экономика, 1989г. «Миссия фирмы Сони». Управление персоналом. №10 1998. «Уроки становления и развития фирмы Сони». Управление персоналом. №12 1998.

Искать что-то оригинальное в истории основания компании Sony – бесполезнее, чем писать цифры на текущей воде, как выразились бы японцы. Подобно другим успешным предприятиям, Sony стартовала с маленького начального капитала (500$ солидной суммой не назовешь) и нескольких людей, сплоченных одной идеей.

Но сама история развития Sony заслуживает пристального внимания.

Сейчас Sony Corporation – крупная транснациональная корпорация, выпускающая высокотехнологичную электронику.

Телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры, игровые приставки, смартфоны, электронные книги – вот далеко не полный перечень продукции, завоевавшей доверие любителей и профессионалов.

Sony Corporation является подразделением холдинга Sony Group и занимается также его управлением. Другие дочерние компании холдинга занимаются кинопроизводством (Sony Pictures Entertainment владеет киностудиями TriStars Pictures и Columbia Pictures), отвечают за музыкальную (Sony Music Entertainment), финансовую сферы (Sony Financial Holdings) и пр.

  • Штаб-квартира корпорации расположена в Токио.
  • Генеральным директором является Кадзуо Хираи, занявший этот пост в 2012 году.
  • Общее число сотрудников по всему миру – около 170 000 человек.
  • Рыночная капитализация Sony Corporation составляет 17,6 млрд. долларов, а ее продажи – более 78 млрд. (данные Forbes на май 2013 г.).
  • В 2013 году торговая марка Sony признана одной из самых влиятельных на родине (4-ое место в «Japan’s Best Global Brands») и во всем мире (5-ое место в рейтинге «Top Global Meaningful Brands Index»).
  • У наших соотечественников бренд Sony стабильно пользуется популярностью, оказываясь в списке «Любимых брендов россиян» то на второй (2011), то третьей (2010, 2012) строчке.

Трудно поверить, но вначале, чтобы не привлекать внимание к стране-изготовителю, на экспортных товарах Sony печатала слова «Сделано в Японии» маленьким шрифтом. Однажды таможня даже «завернула» их продукцию, потому что микроскопическая надпись была не видна!

«Пряталась» компания потому, что дешевая японская продукция (бумажные зонтики, игрушки и пр.) создали на Западе товарам из Страны Восходящего Солнца плохую репутацию.

Однако Sony Corporation удалось не только перебороть этот стереотип, но и превратить слова «Сделано в Японии» в гарантию высокого качества!

Как же удалось этого добиться?

Компания была основана 7 мая 1946 года 38-летним инженером Масару Ибука и 25-летним физиком , и тогда называлась «Токио цусин когё» («Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация»).

Масару и Акио знали друг друга еще со времен войны, когда они вместе работали в группе ученых, трудившейся на благо армии.

В новой фирме отцы-основатели применили правило «разделяй и властвуй». Будучи настоящим техническим гением, Ибука вплотную занялся разработкой новых товаров, предприимчивый же Морита взялся за решение вопросов сбыта.

В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии », Акио признавался, что знакомство с Масару оказалось для него одним из самых больших подарков судьбы.

Поначалу в штате было всего 20 сотрудников. Могли ли они представить, что спустя десятилетия коллектив компании увеличиться в 8000 раз?!

Несмотря на возросшую численность, и сейчас сотрудники Sony воспринимают друг друга как одну семью. В этом они переняли философию Акио Морита, блестящего менеджера, который умел сплотить и мобилизовать коллектив на выполнение поставленных задач.

Он отлично понимал, что «как бы вы ни были удачливы… умны или ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете». Морита стремился лично знать каждого сотрудника и для укрепления рабочих отношений практически ежедневно общался с молодыми менеджерами нижнего звена во время обеда.

Структуру компании укрепила и система пожизненного найма, возрожденная США на японских предприятиях в послевоенное время. Но так как Sony всегда отличалась от других японских предприятий открытостью перед новыми идеями и гибкостью, руководство компании учитывало потребности работников, внедряя практику их перевода с одной работы на другую в пределах компании.

На первых порах фирма расположилась на 4-м этаже обгорелого универмага в разрушенном центре Токио, но вскоре переехала в старый район столицы. Чтобы попасть в «новый офис», следовало нагнуться и пройти под бельевыми веревками, на которых соседи сушили пеленки.

Это так шокировало родственников Морита, навещавших его, что они докладывали родителям, что Акио стал анархистом. Тем не менее, отец Морита неоднократно давал в долг на развитие компании. «Материальная помощь» принесла ему неплохие дивиденды – впоследствии он стал одним из крупнейших акционеров Sony.

На что же изобретатели тратили полученные деньги?

Ибука и Морита не сразу нашли себя в бизнесе. Они жаждали создавать что-то принципиально новое, но поначалу выпускали то приставки для радиоприемников, то электрические рисоварки, то подушки с подогревом.

Поиски своего дела увенчались успехом спустя 3 года.

В 1949 Морита купил американский магнитофон, совместив приятное с полезным – и музыку можно было послушать, и приобретение разобрать и исследовать.

Носителем информации в магнитофоне служила ненадежная и дорогая проволока, и японские инженеры воодушевились идеей создания ленточного магнитофона. Ленточный носитель имел более высокую точность воспроизведения и позволял легко менять запись – достаточно было вклеить новый фрагмент ленты в нужное место.

Идея нового товара не была воспринята сотрудниками компании «на ура» – слишком долго они выслушивали фантастические идеи Масару и уже не сильно им доверяли. Требовалось срочно доказать коллегам (а в особенности бухгалтеру), что проект стоил денег и усилий.

Убедить главбуха в своей правоте Ибука и Морита решили привычным для нас способом – повели в ресторан. Пока тот уплетал за обе щеки, приятели расхваливали свою идею. Вскоре бухгалтер на сытый желудок и не вполне трезвую голову дал «добро» на научные изыскания.

Компания приступила к разработке собственного ленточного носителя для звукозаписи. В качестве основы вначале использовался целлофан, который разрезался на длинные полосы и покрывался экспериментальными составами. Но даже прочные сорта целлофана после пары прогонок через лентопротяжный механизм растягивались и искажали звук.

Следующим материалом для магнитной ленты стала качественная бумага. Ее нарезали и склеивали вручную, так что основатели компании действительно «приложили руки» к созданию продукта. Но и бумага тоже не годилась.

После того, как компания раздобыла пластик и разработала собственную технологию его применения, дело сдвинулось с мертвой точки.

Что касается магнитного покрытия ленты, то японские исследователи получали его из оксалата железа, который предварительно обжаривали на сковородке!

Мне бы хотелось, чтобы вы ясно представили, что поначалу в компании никто толком не знал, как делать эту магнитную ленту, но, тем не менее, это никого не остановило. И уже в 1965 году компания IBM для запоминающих устройств в компьютерах выбрала ленту именно Sony.

В 1950 году был выпущен первый ленточный магнитофон. Он весил 35 кг и стоил 170000 иен, т.е. 472$ (технический специалист после университета тогда получал 30$ в месяц).

Техническая новинка нравилась всем, но не продавалась – изобрести уникальные технологии и товар оказалось не достаточным. Морита занялся маркетингом и сумел найти потребителей, увидевших в магнитофоне не дорогую игрушку, а полезную вещь. Верховный суд Японии закупил сразу 20 магнитофонов в связи с нехваткой стенографистов в послевоенный период. Следующим рынком сбыта становятся школы.

В 1952 году, после поездки Ибука в США, партнеры загорелись идеей купить лицензию на транзистор , который решил бы вопросы уменьшения габаритов радиоприемников. На следующий год Морита едет в Нью-Йорк, чтобы завершить дело по приобретению патента.

В ходе исследований в области транзисторов, сотрудники компании открыли и описали туннельный эффект в диодах, Лео Эсаки впоследствии получил Нобелевскую премию.

В 1955 году Акио решает сменить название компании – с труднопроизносимым «Токио цусин когё» трудно завоевать западный рынок.

Бизнес японских инженеров был связан со звуком, в связи с чем отправной точкой стало слово «sonus» (лат. «звук»), по смыслу подходило также сленговое «sonny» (англ. «сынок»), как называли тогда смышленых ребят. Вычеркнув одну букву из «sonny», в японском языке звучащем как «потерять деньги», Морита и получил «sony».

Так корпорация приобрела простое и запоминающееся название, которое стало не только именем компании, но и маркой выпускаемых товаров.

В 1955 году Sony представляет первый в Японии транзисторный радиоприемник TR-55. Два года спустя компания выпускает на рынок США первый «карманный» приемник TR-63, прозванный «началом конца американской промышленности в области бытовой электроники».

В продвижении своего товара Sony пустилась на хитрость – самые первые «карманные» приемники все-таки были немного больше кармана классической мужской рубашки. Для представителей компании, рекламирующих новинку, были выпущены специальные рубашки с увеличенными карманами, в которые приемники уже умещались!

В 1960 году Sony представляет миру первый транзисторный телевизор. Дело в том, что в то время телевизоры были невероятно огромными потому что работали на электронных вакуумных лампах. Транзисторы были намного меньше в размерах. Японцы хотели с помощью транзисторов уменьшить размер телевизоров, с чем они блестяще справились.

В 1961 году появляется первый в мире портативный телевизор.

Устройство вызвало настоящий фурор среди потребителей даже не смотря на высокую стоимость. Это позволило

В 1961 году, через 15 лет после основания бизнеса, представительство компании в США «Sony Corporation of America» становится первым японским предприятием, вошедшим в списки Нью-Йоркской фондовой биржи. Выпуск акций приносит ее основателям 4 млн. долларов! Тогда стоимость одной акции составила 1,75$, сейчас ценную бумагу компании можно приобрести в среднем за 18$ (данные мая 2014 года).

Это не самая высокая стоимость акций компании Sony, наивысшей стоимости акции достигали в марте 2000 года и стоили тогда почти 150 долларов за акцию. Нижне приведен график изменения стоимости акции компании. Картинку можно увеличить, кликнув по ней:

В 1963 году компания представляет новинку – первый в мире транзисторный кассетный видеомагнитофон.

XVIII Летние Олимпийские игры 1964 года, проводимые в Токио, способствовали росту спроса японцев на цветные телевизоры – все хотели следить за ходом соревнований (в итоговом зачете Япония тогда заняла 3-е место, уступив США и СССР). Sony успешно осваивает рыночный сегмент портативных телевизоров, где не встречает .

В чем же заключается секрет успеха компании?

Отметим четкую организацию системы – для эффективного выполнения задач структура компании делилась на группы (база научных знаний, проектная, бизнес-группа), имеющие свои функции, но тесно взаимодействующие между собой.

Помимо таких объективных факторов, как новые технологии и грамотное управление компанией, свою роль сыграла и аккуратность японцев, которая, как считал Морита, у них в крови: «Быть может, это как-то связано с той тщательностью, с которой нам приходится учиться рисовать сложные иероглифы нашего языка».

В 1968 году Sony начинает производство цветного телевизора с кинескопом «Тринитрон», за создание которого Национальная академия телевидения через 4 года наградит компанию премией «Эмми».

В 1971 году Sony представляет первый в мире профессиональный кассетный формат «Ю-матик». Видеомагнитофоны этого формата стали первыми проигрывателями, в которых пленка располагалась в закрытом корпусе. Компания « » для обучения своих механиков и продавцов купила сразу 5000 этих видеомагнитофонов.

В 1975 году появляется «Бетамакс» – формат видеозаписи для бытового использования; тогда же появляется и бытовой кассетный видеомагнитофон.

В 1979 году компания выпускает первый портативный кассетный аудиоплеер с наушниками Walkman. Идея его создания принадлежит , который заметил, что людей, не желающих расставаться с любимой музыкой, великое множество – даже его дочь, как-то вернувшись с поездки, первым делом не поздоровалась с матерью, а побежала к магнитофону.

В 1980 году компания представляет «Бетакам» – формат полудюймовых кассет для бытового использования.

В 1983 году Sony совместно с Philips выпускает первые компакт-диски. Первоначально планировались диски диаметром 11,5 см, но по настоянию Sony размер был увеличен до 12 см – компания хотела, чтобы на диск можно было полностью записать 9-ю «хоральную» симфонию Бетховена длительностью 74 минуты.

Самым «урожайным» на инновационные разработки становится 1990 год – Sony выпускает около полутысячи новых продуктов!

В 1994 году компания выводит на японский рынок игровую приставку PlayStation. Эта приставка завоюет широкий рынок, войдя даже в народный фольклор:

На уроке русского языка:

Учительница: Какие приставки вы знаете?

Вовочка : Xbox и Sony PlayStation.

Кстати, эти игровые приставки популярны не только среди школьников. Смешная реклама Sony наглядно показывает, как игровая консоль превращает взрослого мужчину в ребенка.

В 90-ые появляются цифровые фотоаппараты Cyber-Shot, персональные компьютера VAIO, DVD-видеопроигрыватели, карты памяти Memory Stick и многое другое.

В 1997 году уходит из жизни Ибука Масару, в 1999 году – . Их творческий тандем, длящийся более полувека, привел Sony к вершинам успеха. В строках, посвященных прощанию с Масару, говорится: «Каждый сотрудник, начиная с Акио Мориты, работал, чтобы мечта Масару Ибуки сбылась». Можно сказать, что заветное желание Масару осуществилось – дело жизни японских бизнесменов, компания Sony, по-прежнему живет, развивается и завоевывает доверие все новых покупателей.

В 2001 году Sony совместно со шведской компанией Ericsson основывает предприятие, специализирующееся на мобильных телефонах и аксессуарах. В 2011 году, выкупив у партнеров их долю, Sony становится единоличным владельцем Sony Ericsson и переименовывает компанию на Sony Mobile Communications.

С новой товарной маркой «Xperia» компания укрепляет свои позиции на рынке смартфонов.

С 2005 года компания начинает выпускать телевизоры под новой торговой маркой «BRAVIA», и уже в 2006-м занимает 1-ое место в мире по продажам плазменных телевизоров.

Что касается нашего рынка, то в России история Sony началась в 1991 году. В 1997-м компании принадлежала самая высокая доля российского рынка продаж телевизоров – 22%. В 2013 году Sony была отмечена национальной премией «Продукт года», получив целых 9 наград.

Sony умирает?

Однако не все так безоблачно. Дело в том, что за прошедшие пять лет, не считая 2013 года, компания Sony является убыточной. То есть она четыре года не получала прибыли, кроме 2013 года.

Убытки вызваны сокращением мировой доли Sony в производстве почти всех видов электроники. Лидирующее положение японского производителя пошатнули компании азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и Китай), с дешевой рабочей силой которых конкурировать оказалось не просто.

Землетрясение в 2011 году в Японии приводят к вынужденному простою предприятия и дополнительным убыткам.

Крепнущая национальная валюта также сыграла отрицательную роль – высокий курс иены увеличил стоимость японских товаров и сделал экспорт менее выгодным.

Многие аналитики предрекают скорую кончину Sony и советуют продавать акции этого концерна.

Для финансирования программы по реструктуризации бизнеса компания продает некоторые принадлежащие ей офисные здания.

Так, продажа 37-этажного небоскреба площадью в 76 тыс. кв.м. на Манхеттене принесли Sony в 2013 году чуть более 1 млрд. долларов. В течение 3-х лет Sony еще будет арендовать принадлежащие ей ранее площади.

Для снижения издержек уже принято решение сократить 5 тысяч рабочих мест, а также продать подразделение по выпуску компьютеров и ноутбуков Vaio. Направление по выпуску телевизоров планируется выделить в отдельную компанию.

Не знаю чем это связано, возможно с тем, что отцы основатели ушли в мир иной. Они отошли от дел в середине девяностых, но до самых последний дней продолжали консультировать и помогать коллегам.

  • Масару Ибука родился 11 апреля 1908г., скончался – 19 декабря 1997г.
  • родился 26 января 1921г., скончался – 3 октября 1999г.

В 2000 году стоимость акций Sony достигла исторического максимума (149,71$), а затем стала стремительно снижаться. Исторического минимума они достигли в ноябре 2012 года, когда стоили 9,74$ за акцию.

С уходом из жизни своих основателей Sony как-будто утратила нюх на модные и необычайно интересные гаджеты. Компания стала совсем другой. Еще совсем недавно компания была настоящим первопроходцем в мире электроники и вела рынок за собой.

При Морите новые продукты и инновации ставились во главу угла развития компании. С приходом новых менеджеров, обученных по программам МВА, инновации отошли на второй план, а на первый поставили сокращение издержек производства, увеличение объемов производства и продаж уже имеющихся продуктов.

Раньше менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% - финансам.

Сейчас же большую часть времени планерок руководства посвящено тому как нарастить объемы выпуска, как избежать затрат на собственные исследования и инновации в пользу массового производства чужих наработок, как продлить срок амортизации оборудования и другим способам снижения издержек производства.

Некогда самые популярные Walkman-ы потеснили с рынка iPod-ы, которые, кстати, появились в 2001 году. А ведь они прочно удерживали пальму первенства на этом рынке на протяжении почти 20 лет.

Тоже самое касается многих других направлений, в которых легендарный японский брэнд утратил свое технологическое преимущество, хотя некоторые из изделий Sony и сейчас заслуживают похвал. Вот , например, было снято недорогим водонепроницаемым фотоаппаратом Sony DSC-TX200, который стоит около 10 000 руб. На мой взгляд отличное качество и вполне доступная цена для подводного фотоаппарата с функцией записи HD-видео.

У меня в машине уже много лет верой и правдой служит автомагнитола Sony. Я восемь лет пользовался сотовым телефоном Sony-Ericsson, который и сейчас отлично работает, если не считать что он морально устарел. У него только аккумулятор надо заменить, а то он быстро разряжается. Еще у меня до сих пор жив цифровой фотоаппарат Sony, который я покупал еще в 2006 году. Правда у него переключатель режимов съемки немного заедает, но к этому можно приловчиться.

Я пока писал статью сам удивился сколько гаджетов у меня этой марки, хотя я никогда не считал себя поклонником или фанатом этого брэнда.

Кстати, в 2006 году корпорации Sony достались все технологические наработки от лидеров в фото сфере компании KONICA-MINOLTA, которые свернули в 2006 году производство фотоаппаратов. Стоит отметить, что компании Konica и Minolta, объединившиеся только в 2003 году, считались корифеями японского фотопроизводства.

Обе компании существуют с начала XIX века. Только Konica специализировалась на производстве дальномерных камер, фотопленки, бумаги и систем фотопечати, а Minolta специализировалась на производстве зеркальных фотоаппаратов и оптики, причем достаточно высокого класса и ценилась не только любителями, но и профессиональными фотографами во всем мире.

Сегодня Sony выпускает огромное количество разнообразных фотоаппаратов, оснащенных высококлассной оптикой Carl Zeiss, легендарного немецкого концерна, с которым японская корпорация тесно сотрудничает с 1995 года.

Sony остается быть Sony, совсем как в слогане минувших лет – «it’s a Sony» («это Сони»).

Сейчас у компании новый слоган. В 2009 году на смену знаменитой рекламной фразе «like.no.other» («как никто другой») пришла новая – «make.believe» («воплотить в реальность»). Этот девиз точно отражает философию компании о том, что мечты должны сбываться, а задуманное – осуществляться; и воплощать идеи в жизнь как раз и помогает Sony.

Логотип остался прежним, в настоящий момент используется торговый знак образца 73-го года. Еще в 1981 году, в рамках празднования 35-летия основания Sony, эмблему компании планировали сменить. Но тогда, перебрав варианты, Ибука решил, что ни один из предложенных не лучше существующего. Да и зачем что-то менять, если именно такими буквами, простыми и выразительными, Sony вписала свое имя в список фирм-новаторов? Будем надеяться, что новое руководство компании вспомнит о былых победах и традициях и вернет себе утраченное величие некогда гремевшего по всему миру брэнда!

С 2008 года компания является участником глобального проекта Eco-Patent Commons, созданного для решения экологических проблем. Компании-участницы проекта открывают свободный доступ к своим патентам на технологии и изобретения, которые могут улучшить экологическую обстановку.

Sony вообще относится к одной из наиболее экологично-ориентированных компаний. В 2013 году в рейтинге «Самые «зеленые» бренды», составляемом агентством Interband на основе 83 критериев, компания заняла почетное 11 место.

В ряде своих эконовинок Sony использует кинетическую энергию. Чтобы подзарядить цифровой фотоаппарат «покрути и клацай», надо повращать его корпус, а «подпитать» стереонаушники «потяни и играй» можно, вытянув провод из корпуса.

Специалистами Sony были разработаны новые «биобатареи», вырабатывающие электроэнергию путем расщепления глюкозы под действием энзимов.

К 2050 году, согласно графику экологических мероприятий, компания планирует достичь нулевых выбросов парниковых газов, как для своих заводов, так и для производимой продукции.

Лично мне нравится эта компания и надежность, производимых ею устройств. Единственное пожелание, чтобы она шла в ногу со временем и не отставала от таких гениев и новаторов индустрии как или Samsung, которые не боятся открывать новые рынки, создавать новые продукты и тенденции в мире бытовой электроники.

В заключение предлагаю вам посмотреть на историю развития компании Sony в виде инфографики. Кликните на картинку для увеличения.

Справка на корпорацию SONY

1. Справочные сведения о фирме

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ФИРМЕ

Название Sony Corporation

Адрес фирмы 6-7-35 Kitashinagawa, Shinagawa-ku, Tokyo 141-0001, Japan

Штаб-квартира корпорации SONY находится в Токио, Япония.

Страна регистрации - Япония.

Телефон в Токио 81-3-5448-2111

Официальные сайты компании Sony http://www.sony.net, http://www.sony-europe.com, http://www6.sony.ru

Общее количество сотрудников по всему миру - 151,400 человек (по состоянию на 31 марта 2005 г.) .

ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ - промышленно-торговая.

ХАРАКТЕР СОБСТВЕННОСТИ ФИРМЫ - частная.

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ФИРМЫ - акционерное общество.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ФИРМЫ ПО КАПИТАЛУ И КОНТРОЛЮ - национальная (материнская компания находится в Японии).

ТИП МАТЕРИНСКОЙ КОМПАНИИ - холдинговый.

Перечень японских дочерних компаний: Sony EMCS Corporation, Sony Energy Device Corporation, Sony LSI Design Inc, Sony Engineering Corporation, Sony Culture Entertainment Inc., Sony Enterprise Co., Ltd., Sony-Kihara Research Center, Inc., Sony Bank Inc., Sony Global Solutions Inc., Sony Chemicals Corporation, Sony Communication Network Corporation, Sony Computer Entertainment Inc., Sony Computer Science Laboratories, Inc., Sony Supply Chain Solutions, Inc., Sony Life Insurance Co,. Ltd. Sony Semiconductor Kyushu Corporation, Sony Assurance Inc., Sony/Taiyo Corporation, Sony Digital Network Applications Inc., Sony Disc & Digital Solutions Inc., Sony PCL Inc., Sony Human Capital Corporation, Sony Finance International, Inc., Sony Financial Holdings, Inc., Sony Facility Management Corporation, Sony Broadband Solutions Corporation, Sony Broadcast Media Co., Ltd, Sony Plaza Co.,Ltd., Sony Manufacturing Systems Corporation, Sony Marketing (Japan) Inc., Sony Miyagi Corporation, Sony Music Entertainment (Japan) Inc., Sony Music Manufacturing Inc., Sony Music Communications Inc., Sony Music Distribution (Japan) Inc., Sony Institute of Higher Education Shohoku College, ST Liquid Crystal Display Corp., Kyoshin Technosonic Co., Ltd., FeliCa Networks, Inc, Star Channel, Inc., So-net M3, Inc., bitWallet, Inc., Frontage Inc., REASON Corporation

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ.

Производственные предприятия корпорации Sony находятся в 14 странах. Но торговые филиалы открыты почти во всех регионах нашей планеты. Так, за пределами Якпонии расположены 68 дочерних компаний . Это: Sony of Canada Ltd., Sony Electronics Inc., Sony Corp. of America, Sony Computer Entertainment America Inc., Sony Pictures Entertainment Inc., Sony Magnetic Products, Inc. of America, Sony Music Entertainment Inc., Sony Broadband Entertainment, Inc., Sony Latin America Inc., Sony de Mexico S.A. de C.V., Sony Corporation of Panama, S. A., Sony Global Treasury Services Plc, Sony Computer Entertainment Inc., Sony United Kingdom Ltd., Sony Hungaria kft., Sony Nordic A/S, Sony Benelux B.V., Sony Service Centre (Europe) N.V., Sony Deutschland G.m.b.H, Sony Berlin G.m.b.H., Sony France S.A., Sony Espana S.A., Shanghai Suoguang Visual Products Co., Ltd, Sony (China) Limited, Shanghai Suoguang Electronics Co., Ltd, Sony International (Hong Kong) Ltd., Sony Corporation of Hong Kong Ltd., Sony Taiwan Ltd., Sony Electronics of Korea Corp., Sony Electronics (Singapore) Pte. Ltd., Sony Electronics (Malaysia) Sdn. Bhd., Sony Technology (Malaysia) Sdn. Bhd, Sony Thai Co., Ltd., Sony Technology (Thailand) Co. Ltd, Sony Device Technology (Thailand) Co., Ltd., Sony Australia Ltd., Sony Gulf FZE, SEL Holdings Inc., SPE Corporate Services Inc., Califon Productions, Inc., Sony Pictures Home Entertainment, C3D Corp., CPE Holdings, Inc., CPT Holdings, Inc. , Jeopardy Productions, Inc., Sony Americas Holding,Inc, Sony Italia S.p.A., Sony Overseas S.A., Sony Korea Corporation, Sony Pictures Cable Ventures I Inc., Sony Pictures Digital Inc., Sony Pictures Television Inc., Sony Pictures Releasing Corporation, Sony Film Holding Inc., Sony Holding (Asia) B.V., Sony Electronics Asia Pacific Pte.Ltd, Sony Music Entertainment Holdings, Sony US Funding Corporation, Sony Europa B.V., Sony Europe Holding B.V., Tandem Licensing Corporation, Digital Audio Disc Corporation, TriStar Pictures, Inc., TriStar Television, Inc., Triumph Enterprises, Inc., BE-ST Bellevuestrasse Development GmbH & Co. First Real Estate KG, PEP Communications Inc.

Среди наиболее успешных дочерних фирм корпорации Sony нужно отметить Sony Ericsson, союз шведской и японской фирм, который был заключен в апреле 2001 года для создания конкуренции лидерам рынка - Motorola, Nokia и Siemens.

Так, прибыли и продажи пятого по величине в мире производителя сотовых телефонов в 2004 году превзошли ожидания аналитиков. Президент Sony Ericsson Майлз Флинт отнес успех компании на счет тщательно продуманной стратегии продвижения на рынок стильных мультимедийных "трубок", ориентированных на верхний сегмент рынка .

Sony Ericsson также основала компании в Юго-Восточной Азии Software Testing Center и Creative Design Center, деятельность которых направлена на расширение источников поставок в этом регионе. Эта компания начала «завоёвывать» Китай с августа 2002 года, инвестировав более 60 миллионов долларов, и с тех пор продолжает упорно бороться за расширение своего влияния в этом стратегически важном сегменте.

ИСТОРИЯ КОРПОРАЦИИ SONY берет свое начало из небольшой мастерской по производству коротковолновых приставок к радиоприемникам, открытой в Токио 7 мая 1946 года Масару Ибука и Акио Морита. Первоначально компания называлась "Токио цусин коге" (токийская компания телесвязи). Она насчитывала 20 человек, а начальный капитал составил всего около 500 долларов США.

В 1955 году она получила название Sony, которое, по своей сути, должно было отразить энергичный, новаторский и творческий характер корпорации. Слово "Сони" произошло от объединения двух слов: "sonus" - в переводе с латыни означающее "звук" (оно входит в состав таких известных слов, как "sound" и "sonic"), и "sonny", означающее "маленький сын").

С этого времени немногие компании смогли составить конкуренцию Sony в области изобретений и инноваций. Новаторство - это девиз Sony во все времена. Вспомним создание первого японского транзисторного приемника в 1955 году, революцию в персональном аудио - Walkman (1979), первый в мире цветной кассетный видеомагнитофон (1971) и 3,5" дискету в 1982. Новые изделия с логотипом Sony - это не только новые технологические решения, но и новый стиль жизни. Выпущенные на рынок сравнительно недавно, портативные мультимедиа-проекторы, домашние кинотеатры и плазменные панели Sony завоевали огромную популярность благодаря продуманности исполнения, стильному дизайну и высоким потребительским качествам.

Сейчас в состав корпорации Sony входят звукозаписывающая компания Sony Music, видеопроизводящая компания Sony Pictures Entertainment (включая Columbia Tristar Home Entertainment), производители аудио- и видеотехники Sony Electronics и Aiwa, производитель мобильных телефонов Sony Ericsson Mobile Communications AB и многие другие предприятия.

История официальной деятельности фирмы Sony в России и СНГ ведет свое начало с 1991 года. Все это время компания по праву занимает одно из лидирующих положений на рынке бытовой и профессиональной электроники. В 1999 году, согласно опросу журнала "Эксперт", Sony удостоилась звания "Самый привлекательный брэнд" среди зарубежных компаний, работающих в России.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ

Одна из самых важных целей Sony - учреждение системы управления, которая учитывает прозрачное управление также, как быстрое и динамическое принятие решения в быстро изменяющемся мире.

Sony является "Компанией с Комитетами", то есть корпоративная система управления осуществляется согласно Японскому Коммерческому Кодексу и осуществляет меры, чтобы усилить функции Совета директоров, повысить ответственность относительно бизнеса.

Sony также предприняла шаги, чтобы укрепить ее обязательства относительно законов деловой этики. Они включают установление Согласия Office, чтобы скоординировать глобальные усилия согласия, и формулировку и принятие Кодекса поведения Группы Sony всюду по компании.

Члены Совета Директоров: Howard Stringer , Ryoji Chubachi, Katsumi Ihara, Akishige Okada Hirobumi Kawano, Yotaro Kobayashi , Sakie T. Fukushima , Yoshihiko Miyauchi , Yoshiaki Yamauchi , Peter Bonfield , Fueo Sumita , Göran Lindahl.

Представительные Корпоративные Должностные лица: Председатель и главный администратор - Говард Стринджер. Президент и Руководитель главного администратора Электроники - Риоджи Чабачи. Исполнительный представитель президента, президент телевизионной Группы Бизнеса - Katsumi Ihara.

Корпоративные Должностные лица: Nobuyuki Oneda, Keiji Kimura, Nicole Seligman, Yutaka Nakagawa.

2. Производственная деятельность корпорации SONY

ОСНОВНЫЕ ВЫПУСКАЕМЫЕ ТОВАРЫ: аудио- и видеоаппаратура, телевизионные приемники, компьютерная техника, полупроводниковая продукция, электронные компоненты. Кроме того, участвует в индустрии развлечений (кинофильмы и музыка) и предоставляет финансовые услуги (страхование, кредитование).

Корпорация Sony отличается от многих других производителей аудио и видео тем, что она не только делает телевизоры, видеокамеры и музыкальные центры, но и ведет огромную научно-исследовательскую работу. Новаторство лежало в основе компании с первых дней ее существования. Огромное число форматов и технологий, которые стали неотъемлемой частью современной жизни, вышли из лабораторий Sony.

Ключевыми для корпорации Sony являются выбор крупных целей и постановка серьезных научно-технических задач. В настоящее время деятельность корпорации осуществляется по следующим основным направлениям: бытовая и профессиональная электроника, производство продукции в области информации и телекоммуникаций; сфера развлечений, включая производство кинофильмов, музыкальных программ и компьютерных игр; финансово-инвестиционая деятельность; осуществление интернет-проектов.

НОМЕНКЛАТУРА ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДСТВА.

1. Электроника. Сюда входят аудио-, видеоаппаратура, видеомагнитофоны, информационное и коммуникационное оборудование, полупроводники, электронные компоненты. В последнее время среди наиболее значительных новинок в этом производственном сегменте домашние кинотеатры, жидкие кристаллические дисплеи (LCD), DVD-рекодеры, . По состоянию на 2005 год доля этого сегмента составляла 66,5 %.

В последнее время корпорация Sony ведет работу по повышению качества жидкокристаллических панелей и уменьшению стоимости их производства. Инженеры корпорации принимают более активное участие в исследовательской деятельности, которую ведет созданное совместно с компанией Samsung предприятие S-LCD по выпуску ЖК-панелей седьмого поколения. В частности, Sony сосредоточило усилия на поиске способов повышения качества панелей при снижении затрат на выпуск.

Корпорация Sony намерена продолжать свои исследования в области технологии беспроводной связи с помощью совместного предприятия с компанией Qualcomm, выпускающего мобильные телефоны.

2. Игровые приставки - PlayStation 2 (PS2), PlayStation Portable (PSP) и др. Производятся филиалом корпорации Sony Computer Entertainment, Inc. Доля этого сегмента в общем объеме продаж на 2005 г. - 9,7 %.

3. Музыкальный сегмент (Sony Music Entertainment (Japan), Inc). Доля этого сегмента - 3,3 %.

4. Киноиндустрия. Сюда входит производство кинофильмов, телевизионных программ и т.п. (Sony Pictures Entertainment, Inc). Доля сегмента - 9,7 %.